среда, 6 февраля 2013 г.

стих с.д.дрожжиной "весеннее царство

Школьные обрывочные знания и даже связное изложение в университетских учебниках не всегда помогают этому. Причина не новая: наша учебная литература обычно отстает от состояния современной науки. Когда школьнику или студенту предлагается определение: Ямб это стихи, в которых на четных слогах стоят ударения, а на нечетных отсутствуют , а потом перед такими строками, как Бой барабанный, клики, скрежет , делается оговорка, что на четных слогах ударения иной раз пропускаются, а на нечетных иной раз появляются, то после этого трудно не почувствовать себя перед лицом хаоса. Между тем научно безупречные правила описания русских силлабо-тонических размеров открыты лет пятьдесят назад и только не дошли если не до учебников, то до преподавателей. Когда же дело касается современного стиха, еще не уложенного в авторитетные формулировки, то получается и того хуже: совсем недавно, например, самостоятельным видом стиха считался стих Маяковского , хотя совершенно ясно, что сказать: Поэма «Хорошо» написана стихом Маяковского не более содержательно, чем сказать: Роман «Евгений Онегин» написан стихом Пушкина .

Психологически это понятно. Стихи это поэзия, поэзия источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, алгеброй поверять гармонию . Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, подстилаясь под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?

Стиховедение считается трудной частью теории словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить . В наше время это должен уметь каждый школьник, но практически умеет далеко не каждый студент-филолог. А о более тонких деталях строения стиха не приходится и говорить.

2-е изд., доп.: Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях.М.: Фортуна Лимитед, 2001.3-е изд.: Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. Учебн. пособие.М.: КД Университет, 2004.Книга отмечена Государственной премией России (1995).

  Москва: Высшая школа, 1993.    272 с.

 Русские стихи 1890-х-1925-го годовв комментариях

M.Л.ГАСПАРОВ.Русские стихи 1890-х-1925-го годовв комментариях 

M.Л.Гаспаров. Русские стихи 1890-х 1925-го годов в комментариях

Комментариев нет:

Отправить комментарий