суббота, 2 февраля 2013 г.

доклат на тему электрометр

71.67 Kb.Название Дата09.04.2012Размер71.67 Kb.Тип Содержание Смотрите также: Урок 55/2 на тему: «Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда (10-й класс)». Учебник Касьянова В.А. Проведён 23 марта 2007 года. Оборудование урока: Электрофорная машина, стеклянная палочка, шелк, бумага, эбонитовая палочка, мех, сукно, электрометр, электроскоп, султанчики, электрическая лампа накаливания на штативе; дидактические материалы А.Е.Марон, Физика, 10 класс, 2008год. Рис.1 Электрофорная машина Рис.2 Электрометр Рис.3 Султанчики ^ Цель урока: повторить изученные ранее факты, связанные с явлением электризации тел и законом сохранения электрического заряда, познакомить с квантованием заряда на основе современной квантовой теории. Образовательные цели урока: формирование целостной системы знаний по теме: «Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда»; обеспечение усвоения всеми учащимися закона сохранения электрического заряда и экспериментальное его подтверждение. ^ Воспитательные цели урока: воспитание интереса и положительного отношения к предмету; способствование развитию личности (его внимательность, наблюдательность). ^ Развивающие цели урока: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности, реализации возможности развития речи у учащихся; учить раскрывать причинно ЂЂЂ следственные связи, обобщать и систематизировать знания уметь включить новые знания в систему ранее изученных; учить понимать предложенную проблемную ситуацию и провести аргументированное суждение. ^ Ход урока: 1.Учитель: Кому неизвестны слова «Люблю грозу в начале маяЂЂЂ». Действительно, гроза ЂЂЂ это величественное явление природы, когда небо прочерчивает зигзаги молний, слышны сильные раскаты грома. Невольно задумываешься над тем. Какой это мощный, и к сожалению, неиспользованный источник энергии. В 8 классе вы изучали, что такое молния. Каково ее происхождение. Сегодня мы с вами более детально изучим это явление природы. Сообщение о молнии и причине ее возникновения, а также способах защиты сделает ученик (Иванов Иван). Учитель: В сообщении упоминалось слово «электрический заряд». Сейчас мы повторим некоторые опыты, показанные вам в 8 классе, и попытаемся разобраться в тех явлениях. которые вы будете наблюдать. ^ Опыт 1: Подношу, снятую с сушилки стеклянную палочку к бумажному султану. Листочки не расходятся. Опыт 2: Натираю стеклянную палочку сухой бумагой или шелком и снова подношу к султану. Листочки султана притягиваются к палочке. То же явление наблюдается при поднесении эбонитовой палочки. Учитель: какие явления мы с вами сейчас наблюдали? Ответ: Мы наблюдали притяжения листочков султана наэлектризованной палочкой. Учитель: За счет чего наэлектризовалась палочка? Ответ: За счет трения. Учитель: Нам необходимо выяснить каким образом оказались заряженными стеклянная и эбонитовая палочки, и какую роль сыграла в процессе электризации трение. Как понимать слова стеклянная палочка наэлектризовалась? Ответ: Это значит, что на ней появились электрические заряды. Учитель: Откуда появились электрические заряды на палочке, ведь рядом с ними не было других наэлектризованных тел или предметов. Ответ: Очевидно, заряды были на самих телах. Опыт 3: Повторяем первый и второй опыты. Учитель: Опыты убеждают нас в том, что до натирания обе палочки были электрически нейтральны. Это значит, что на ней были в равном количестве и положительные и отрицательные заряды. Учащиеся формулируют выводы: Вывод 1: Электрические заряды присущи всем телам и некоторым их составным частям. Заряды при любом способе электризации всегда были и возникнуть или появиться не могут. Учитель: Сейчас нам необходимо выяснить, то надо понимать под словом электрический заряд. Какую теорию мы должны использовать для объяснения электризации? Ответ: Квантовую теорию. Учитель: Вспомните, каково строение атома? Ответ: Атом состоит из положительно ЂЂЂ заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра по орбитам. Учитель: Каков суммарный заряд атома? Ответ: Атом в невозбужденном состоянии электрически нейтрален. Это значит, что положительный заряд его ядра равен сумме отрицательных зарядов всех его электронов. Вывод 2: Понятие об электрических зарядах отражает объективные факты: мы не создаем заряды, а они заложены в веществе самой природой. Перемещаться могут только электроны, протоны перемещаться не могут, т,к. они связаны в ядрах огромными внутриядерными силами. Вывод 3: Носителями электрических зарядов являются электроны. Электрон обладает наименьшим отрицательным зарядом, равным qP=P-1.6P‡P10-19PКл. Современная физика утверждает, что ни отрицательные, ни положительные заряды сами по себе существовать не могут, кроме того, электрон без заряда, также невозможен как и без массы, он не будет существовать. К частицам, не имеющим электрического заряда, относится нейтрон. Нейтроны вместе с протонами входят в состав атомного ядра. Учитель: Что же происходит при натирании стеклянной палочки шелком или бумагой? Очевидно, что стеклянная палочка не в состоянии удержать все свои электроны и часть из них переходит на бумагу или шелк. Таким образом. Потеряв часть своих электронов, стеклянная палочка заряжается положительно, а бумага отрицательно. Учитель: Изменится ли суммарный электрический заряд? Ответ: Суммарный электрический заряд останется неизменным. Вывод 4: В электростатике имеет место закон сохранения электрических зарядов: в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной. Если заряды обозначить через q1, q2, и т.д., то q1+q2+q3+ЂЂЂ+qn= const. Этот вывод является частным случаем закона сохранения и превращения энергии. Закон сохранения заряда имеет глубокий смысл. Если число заряженных элементарных частиц не меняется, то выполнение закона сохранения заряда очевидно. Но элементарные частицы могут превращаться друг в друга. Рождаться и и

Урок 55/2 на тему: «Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда (10-й класс)»

Урок 55/2 на тему: «Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда (10-й класс)»

Комментариев нет:

Отправить комментарий